СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУК, XII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-КОНКУРС «ИННОВАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ИТ-ОБРАЗОВАНИЯ»

Размер шрифта: 
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях с использованием ИКТ
Мария Сергеевна Ачинович

Изменена: 2022-11-23

Реферат


М. С. Ачинович

студентка 2 курса кафедры МФИ

ФГБОУ ВО "Алтайский государственный

гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина"

научный руководитель:

О.П. Гулидова

преподаватель кафедры МФИ,

ФГБОУ ВО "Алтайский государственный

гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина"

Алтайский край  г. Бийск

 

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях с использованием ИКТ

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы, направленные на здоровьесберегающие технологии на уроках, занятиях, для укрепления здоровья обучающихся в образовательных учреждениях с использованием  информационно – коммуникативных технологий.

Ключевые слова: Здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникативные технологии, кинезиология, офтальмотренажер.

M. S. Achinovich

Application of health-saving technologies in educational institutions using ICT

Abstract: The article deals with topical issues aimed at health–saving technologies in lessons, classes, to strengthen the health of students in educational institutions using information and communication technologies.

Keywords: Health-saving technologies, information and communication technologies, kinesiology, ophthalmologist.

 

Новое время диктует новые требования к развитию образовательной системы, требует новых подходов в обучении новых технологий преподавательской деятельности, в том числе и компьютерных, или, как принято сейчас называть, информационно-коммуникативных.

Сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются на уроках, ни одно хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок — без использования инновационных образовательных ресурсов.

Современный педагог  должен. В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: для педагогов курсы повышения квалификации,  компьютерные курсы, самообразование.

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В данный момент  практически во всех образовательных учреждениях существуют компьютерные классы которые  оснащены персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением, проектором, интерактивной доской и т.д. отсюда следует, что современный педагог, ученик, студент проводит очень много времени в статическом положении на занятиях, ну а дома в окружение гаджетов.

И в наше  время из всего этого вытекает актуальная проблема здоровьясбережения и  усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер , ноутбук, планшет, мобильный телефон на здоровье человека:

ü  Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;

ü  Воздействие электромагнитного излучения;

ü  Утомление глаз, нагрузка на зрение;

ü  Перегрузка суставов кистей; Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

ü  Стресс при потере информации; Если техника "зависает", в результате действия вирусов, поломки носителей, сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.

ü  Психические расстройства.

Что такое здоровьесберегающая технология? Начнем с определения.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором обучающиеся  не устают, а продуктивность их работы возрастает. Нужно стараться в образовательных учреждениях по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья обучающихся:

ü  Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)

ü  Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся.

Занятия с использованием компьютеров  стараться организовать   в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей детей, также особое внимание уделят одному из принципов развивающего обучения: включать в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную сферу. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила наука кинезиология.

Кинезиология - это наука о развитии интеллектуальных способностей и физического здоровья с помощью определенных двигательных упражнений.

Оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться с помощью специальных действий - кинезиологических упражнений. Их главная польза заключается в том, что у ребенка улучшается работа психических процессов, снижается утомляемость, повышается стрессоустойчивость.

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям.

Очень важно, чтобы все кинезиологические упражнения были поперечными. Взаимосвязь - ключевой принцип гимнастики мозга. Таким образом, развиваются оба полушария.

ü  Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.

ü  Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. В системе использовать физические упражнения  (видео физкультминутки, аудио физкультминутки)

 

ü  Офтальмотренажер – это ресурс образовательной среды, это такой тренажер, который служит как для снятия зрительного утомления, так и для развития зрительного восприятия и который может помещаться в любую зону кабинета, комнаты , а также в презентации Microsoft PowerPoint

ü  Создание творческой атмосферы.

Не следует забывать, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение в творческий процесс не только способствует развитию личности, но и снижает вероятность наступления утомления.

Включая в занятие или урок  хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии, стараться сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у ребят бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес обучающихся к предмету.

Здоровье обучающихся нельзя рассматривать в разрезе только одной дисциплины. Таким образом, система здоровьесбережения при обучении  должна стать неотъемлемым компонентом единой здоровьесберегающей среды образовательных учреждений, под которой в рамках настоящего исследования понимается система взаимосогласованных мер, распространяемых на преподавание всех учебных дисциплин и внеучебную деятельность, обеспечивающих предупреждение заболеваний, гармоничное духовное и физическое развитие учащихся.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые педагогу необходимо использовать  в образовательном процессе способствуют укреплению и сохранению здоровья детей.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить  современное образование.  Любые образовательные мероприятия с использованием  информационно – коммуникативных технологий становятся привычными для обучающихся, а для педагогов становятся нормой работы. Благодаря анимации, звуковым эффектам, учебный материал становятся запоминающимся, легкоусвояемым, экономит время.

Используя информационно – коммуникативные технологии в образовательном процессе, педагог должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.

В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь!

 

Библиографический список

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома [Текст] /В.Ф. Базарный. М., 2005.
  2. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя: науч.-метод. Пособие [Текст] /Е.И. Блинова, Р.Я. Симонян, Е.В. Мезенцева – Челябинск – Верхний Уфалей: изд-во образовательного центра «Симарс», 2007.
  3. 3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и      компьютер [Текст] / В. И. Ковалько - М., 2007. - 302 с.
  4. Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. М.: Дрофа, 2007. — 224 с.: ил.



Ключевые слова


Здоровьесберегающие технологии;информационно- коммуникативные технологии;кинезиология;офтальмотренажер