Изменена: 2020-11-24
Реферат
Открыть доступ к тренажеру: https://cloud.mail.ru/public/Rrz1/zokWcQ3En
Мультимедийный тренажер «Юридическая педагогика: гражданская культура и профессиональная компетентность юриста» является средством контроля и коррекции знаний студентов юридических направлений подготовки (рис. 1).
Рисунок 1 – Обложка мультимедийного тренажера
Тренажер предназначен для студентов выпускных курсов бакалавриата юридических направлений подготовки вузов.
Содержание тренажера строится по основным компонентам гражданской культуры, которые должны быть сформированы у юриста (рис. 2).
Рисунок 2 – Содержание мультимедийного тренажера
Мультимедийный тренажер представляет собой блочное построение всего материала, который выбран для повторения, изучения и систематизации.
Первый блок тренажера – диагностика уровня развитости гражданской культуры юриста.
В нем можно пройти комплексную диагностику уровня гражданской культуры юриста либо диагностику ценностных ориентаций личности, а также в блоке предлагаются 10 тестов на проверку знаний основ юридических наук (рис. 3).
Рисунок 3 – Содержание диагностического блока
Каждый диагностический тест представляет собой 20 вопросов по совокупности юридических дисциплин профессионального блока. Вопросы отражают основные положения, понятия, факты, которые изучали студенты ранее.
Технология работы с тестом следующая: отвечая на вопрос теста, необходимо выбрать ответ и перейти к следующему вопросу; время прохождения теста – 20 минут;
после ответа на последнее задание отображаются сведения о количестве правильных ответов и по пятибалльной системе и выставляется оценка.
В блоке «Профессиональная компетентность юриста» содержатся обучающие тесты по юридическим дисциплинам, лежащим в основе профессиональной деятельности юриста (рис. 4).
Рисунок 4 – Заставка блока «Профессиональная компетентность юриста»
В нем можно повторить материал по любой дисциплине, выбрав соответствующий тест для проработки. В случае ошибки при ответе на вопрос теста можно получить подсказку или воспользоваться рекомендованным источником, где на конкретной странице предоставляется правильный ответ.
Отработав таким образом вопросы по юридическим дисциплинам и определив правильные ответы к ним, студент имеет возможность обобщить и систематизировать знания, необходимые для юридической профессиональной деятельности, а также подготовить себя к государственной итоговой аттестации по дисциплинам профессионального блока.
В структуру подготовки юристов входят и социально-гуманитарные дисциплины, которыми специалист в области юриспруденции должен владеть на высоком уровне. Поэтому для повторения, обобщения и систематизации знаний по дисциплинам, которые формируют гражданскую и политическую культуру, в тренажере представлен блок «Социально-гуманитарные знания».
В блоке «Социально-гуманитарные знания» предлагается повторить основные базовые понятия и вопросы данного цикла. Эти знания входят в базовую фундаментальную подготовку юриста (рис. 5).
Имея возможность повторить некоторые вопросы ранее изученных дисциплин, обучающийся формирует у себя общечеловеческие ценности и нравственные нормы.
Тесты в данном блоке представлены в виде:
- открытых заданий (необходимо ответить на вопрос и при необходимости свериться с приведенным правильным ответом);
- закрытого теста с выбором правильного ответа.
К каждому тестовому заданию предлагается подсказка с рекомендованной литературой.
Такие компоненты гражданской культуры как уважение общечеловеческих ценностей, толерантность и гуманизм, активное участие в политической жизни гражданского общества и чувство глубокого патриотизма, которые должны формироваться у студентов в процессе обучения в классическом университете, также представлены в тренажере следующими блоками:
- морально-нравственные нормы и законы;
- политическая жизнь республики;
- патриотизм, чувство долга.
Блок «Патриотизм и чувство долга» предлагает сконцентрировать внимание студента на патриотических ценностях личности. В нем собраны основные термины, относящиеся к понятиям Родина, Отечество, честь и др., приводятся высказывания знаменитых людей. Из учебника «История: Донбасс в контексте развития Российского Государства» описаны основные события, произошедшие в Донбассе с 2014 года по настоящее время, а также акцентируется внимание на понимании национальной безопасности республики (рис. 6).
Рисунок 6 – Заставка блока «Патриотизм и чувство долга»
Итогом работы в этом блоке является возможность выполнить самопроверку по основным историческим событиям в Донбассе.
У юриста должна быть развита и политическая культура, поэтому в мультимедийном тренажере выделен блок «Политическая жизнь Донецкой Народной Республики». В нем актуализированы все основные сведения, связанные с развитием государственности в ДНР.
В блоке «Политическая жизнь Донецкой Народной Республики» собраны основные Законы, принятые в ДНР, повторение которых необходимо для юристов. Рассмотрены органы государственной власти, министерства, ведомства, охарактеризованы общественные организации ДНР (рис.7).
Рисунок 7 – Заставка блока «Политическая жизнь ДНР»
Приведен словарь политических терминов, дана характеристика международных отношений, которые развиваются в республике. Весь представленный в этом блоке материал полезен с точки зрения его систематизации для глубокого понимания политических событий, происходящих в ДНР. Повторив весь материал, представленный в данном блоке, студенту предлагается ответить на вопросы, связанные с политическими событиями в Донецкой Народной Республике.
У юриста должны быть развиты морально-нравственные нормы и качества личности, о формировании которых было сказано в предыдущих пунктах. В этом мультимедийном тренажере для обобщения и систематизации знаний в данном направлении представлен блок «Морально-нравственные нормы и качества».
Блок «Морально-нравственные нормы и качества личности» содержит характеристику основных понятий, входящих в структуру морально-нравственных норм. В нем приводится словарь терминов, описана роль религии в современном обществе (рис.8).
Рисунок 8 – Заставка блока «Морально-качественные нормы
и качества личности»
Отдельной позицией выделен набор педагогических юридических ситуаций, возникающих в практической работе юриста. Здесь следует предложить свой вариант разрешения данной ситуации (помимо знания статей Законов ДНР, для ответа необходимо умение анализировать ситуацию, способность проявлять терпимость к обратившимся за помощью людям, а также рассудительность, желание помочь и другие качества). Вопросы этого теста открытые. Они предлагаются в качестве самостоятельной работы. Итогом работы в данном разделе является тест по юридической педагогике. Здесь можно проверить сформированные этические нормы, а в случае затруднения с ответом – обратиться за помощью.
Таким образом, в каждом блоке данного мультимедийного тренажера с целью повторения и более глубокого понимания раскрываются основные дефиниции понятий, входящих в названия блоков, предлагается словарь основных терминов. Приводятся законы, кодексы, правила, концепции для их изучения, организуется работа с обучающими тестами и проводится индивидуальный контроль знаний. С помощью описанных педагогических ситуаций, в каждом блоке осуществляется формирование у обучающегося правильного представления о действиях юриста, умения у обучающегося делать выбор, влияющий на жизненную позицию юриста.
Итогом работы с тренажером служит комплексная диагностика сформированности гражданской культуры.
В Донецком национальном университете на протяжении двух лет проводился педагогический эксперимент по применению мультимедийного тренажера при организации самостоятельной работы студентов юридических направлений при подготовке к итоговой государственной аттестации на 4 курсе. Эксперимент показал его эффективность.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Таким образом, в мультимедийном тренажере по юридической педагогике в каждом блоке для повторения и более глубокого понимания раскрываются основные дефиниции понятий, входящих в названия блоков, предлагается словарь основных терминов, приводятся законы, кодекс, правила, концепции для их изучения, организуется работа с обучающими тестами, проводится индивидуализированный контроль знаний.
С помощью описанных педагогических ситуаций в каждом блоке делается попытка формирования правильного представления у обучающегося о действиях юриста в определенной ситуации, умения делать выбор, влияющий на его жизненную позицию.